• Самый легкий и вкусный крем для торта
    Ингредиенты шурпы
    Новогодние блюда для детей без майонеза
    Почему любят паразиты сладкое
  • Рецепты от сталика ханкишиева запеченная баранина
    Кулінарні
    Пирожки с картошкой
    Меню в кафе на гоа фото

Сон мороженое с изымом



Сон мороженое с изымом

Предыстория

Как-то раз, ещё весной 2012-го, бродя по просторам Интернета, на сайте livejournal.com я наткнулся на заметку в блоге Евгения Гришковца о Грузии. Прочитал, зацепило. С этого момента всё и началось.

Дальше целенаправленно начал искать другие «свежие» отчёты о поездках россиян в эту пока ещё малоизвестную для нас страну. Надо сказать, что в тот период подобных отчетов было немного, но во всех — только восторженные отклики, приятные эмоции и тонны позитива. Глаза у меня загорелись, естественно.

Намекнул супруге, большой любительнице всевозможных гор, морей и древней истории: «Лен, как ты смотришь на то, чтобы съездить в Грузию?». Лена, как всегда, только «за», даже уговаривать не пришлось. ))

Поехать, как обычно, хотелось «здесь и сейчас», но планы на ближайшие 3 отпуска уже были составлены, поэтому Грузию отложили больше, чем на год — на сентябрь 2013. Сентябрь выбран по понятным причинам — сезон поспевающих фруктов, погода уже не жаркая, а море должно быть ещё тёплое. Ну и туристов теоретически должно быть меньше, т.к. детям в школу пора.

Озвучили свои мысли о Грузии друзьям и родным и оказалось, что желающих составить нам компанию набирается ещё 2 машины. Да и в нашем «автобусе» наметилось пополнение — брат Лены — Саша и его бывшая однокурсница Нана. У Наны в Грузии живёт много родственников, которых она собиралась навестить.

Примерный состав участников определился, и нам оставалось только ждать и морально готовиться к осуществлению этой затеи. Выезд наметили на вечер пятницы 30 августа 2013 года.

Несколько слов о машине

Микроавтобус корейского производства KIA Grand Carnival, 2011 года выпуска, дизель, двигатель 2,2 л, 8 мест, пробег на момент старта 25000 км. За год после покупки «Большого Карнавала» (с мая 2012 года) он успешно и с комфортом свозил нас в 3 заграничных поездки: 1) Украина, Молдавия, Румыния (отчет тут), 2) Прибалтика и Польша (отчет тут), 3) Казахстан. Эта машина прекрасно подходит для длительных автономных путешествий семьёй, именно для этих целей она и приобреталась.

Поездка

А теперь поясню, почему в названии отчёта появилось слово «диетический», казалось бы, никак несопоставимое с этой страной, всемирно известной своей вкусной и оригинальной, но отнюдь не диетической кухней.

За 3 недели до начала отпуска Лену положили в больницу с диагнозом «панкреатит». Ей «светило» как минимум 10 дней провести в больничной палате, а поездка оказалась под угрозой срыва. Я предложил либо вообще отменить поездку, либо выбрать другую страну, где национальная кухня — как бы правильнее подобрать определение — более мягкая и щадящая, что ли, для больного организма. Ведь одна из главных причин поездки — великолепная грузинская еда и превосходное вино, вкус которого мы уже почти успели забыть за время таможенной блокады со стороны российских властей. Лене же была прописана жесточайшая диета на ближайшие 6 месяцев: исключить жареное, копченое, острое, кислое, соленое, сладкое, выпечку, свежие овощи и фрукты, молоко и, разумеется, алкоголь.

Но супруга приняла мужественное решение — «коней на переправе не меняем»! Несмотря на диету, которую ей пришлось соблюдать как в дороге, так и в самой Грузии, и кулинарные соблазны, возникающие на каждом шагу, Лена стойко вынесла все тяготы своего положения. И кое-что из грузинской кухни даже попробовала без ущерба для здоровья.

К моменту выезда одна семья дала отбой, осталось 2 машины — мы и друзья: ещё один Александр и его жена, тоже Лена, с двумя маленькими дочками (3 года и 8 месяцев), на Тойоте Лэнд Крузер 200.

30.08.2013.

В таком составе и выехали после работы 30-го августа. У нас при сборе пассажиров вышла получасовая заминка, поэтому Александр на «Крузере» уехал раньше со словами: «Мы не спеша поедем, догоните нас». В итоге догнались мы уже на подходе к Элисте, причем мы оказались впереди них.

По России выбрали такой маршрут: Пермь — Ижевск — Рыбацкая Слобода — Болгар — Ульяновск — Сызрань — Саратов — Волгоград — Элиста — Будённовск — Прохладный — Беслан — Владикавказ — таможенный пункт Верхний Ларс/Казбеги.

В нашей машине 3 водителя, так что ехать можно было бы с минимальными остановками на сон, но мы придерживаемся принципа, что иногда надо и всем отдыхать. В первую ночь, меняясь, доехали до Рыбацкой Слободы, и переночевали в машине. Периодически к нам подбегали бездомные собаки и облаивали машину, оправдывая свое существование: «Мы тут, на страже; чужаки под присмотром».

31.08.2013.

Поспали часа 4 и снова в дорогу. Я рулил, остальные досыпали по пути.

Где-то в Татарстане на рассвете чуть не поймал на капот молодую косулю. Она стояла на левой обочине и словно выжидала на низком старте, когда я с ней поравняюсь, чтобы взять машину на таран. Поздно её увидел (было ещё недостаточно светло), но мне повезло, что когда она выскакивала на дорогу, то запнулась и упала на встречной полосе. В эту секунду я уже проскочил траекторию её движения.

От моего резкого крика «Олень!!!» все пассажиры проснулись. Пришлось им объяснить, что кричал я не на какого-то хамоватого водителя, а на настоящего оленя. Лично мне за 20 лет водительского стажа живые олени на дорогах России не попадались ни разу, хотя соответствующие предупреждающие знаки встречаются часто. Всё-таки мы не в Финляндии или Норвегии живём, где олень — почти священное животное.

Остановились, скачали файл с видеорегистратора на планшет. Нетрудно представить себе последствия, если бы «свидание» с оленем всё-таки состоялась. Теперь понятно, почему этим нелестным определением называют водителей, к примеру, резко выезжающих на главную дорогу со второстепенной перед идущим транспортом, подрезающих, не включающих поворотники перед манёвром и т.д., или пешеходов, перебегающих дорогу на красный свет, да ещё ночью в чёрной одежде — потому что их действия и поведение дикого животного на дороге абсолютно одинаковые по своей непредсказуемости и неадекватности.

Заехали в г. Болгар посмотреть на исторические объекты. Сам музейный комплекс в виду раннего времени был ещё закрыт, но побродить по территории нам ничто не мешало — заборов или других ограждений там нет. Около 8 утра на парковке остановилась «9-ка», водитель подошел к нам, разговорились. Он оказался работником комплекса, и немного рассказал нам о нём. И ещё показал с берега примерное место крушения теплохода «Булгария», произошедшего здесь неподалёку в 2011 году.

Достопримечательности г. Болгар:

Интересный городок, надо будет как-нибудь специально сюда приехать, чтобы подробно с ним познакомиться. На выезде позавтракали в кафешке и привели себя в порядок после ночи в машине.

Позже днём была ещё одна встреча с представителем местной фауны, но не такая страшная по возможным последствиям, как первая. Прямо по курсу нашего движения какая-то хищная птица типа беркута буквально спикировала на дорогу и уселась что-то там перекусить, может, сбитую мышь нашла.

Я сигналю наглой птице, но понимаю, что остановиться уже не успеваю. И тут хищник тяжело взлетает, на мгновение словно застывает в воздухе на высоте лобового стекла и резко уходит в сторону, когда до него остаётся метра 3-4, наверно. Мне показалось, что мы с ним даже успели друг другу в глаза посмотреть. Фуу-х, можно выдохнуть, опять повезло. Эту запись с регистратора мы тоже сохранили на память.

Дальше до Камышина добрались без приключений, перед городом переночевали в придорожном мотеле, 2600 руб. за 4-х местный номер с удобствами.

01.09.2013.

На Волгоград решили ехать не напрямую, а через Ольховку и Иловлю. Получается немного дальше, но дорога совершенно пустая и состояние приемлемое. По пути проезжали арбузные и дынные бахчи.

Купили у местных торговцев «рифлёную» дыню и арбуз, всё оказалось очень вкусным.

Дороги в самом Волгограде — это что-то! Пожалуй, худшие дороги на всём протяжении поездки.


Волгоградская колея. Глубина не меньше 10 см.

В Калмыкии большие ремонтируемые участки, новый асфальт уже положен, ни одной единицы техники или рабочих не наблюдается, но временные знаки ограничения скорости и дорожных работ не сняты. Попросил Лену сесть за руль, потому что двигаться со скоростью 40 км/ч на участках якобы ремонта по 5-17 км у меня бы никаких нервов не хватило. А уж коварство и изобретательность калмыцких гаишников известны нам на личном опыте по поездке в Иран (отчет тут), поэтому сейчас строго соблюдали все ограничения.

Перед Элистой встретились с друзьями, спустя 2 дня после выезда из дома, и дальше уже держались вместе.

Проезжая по Элисте, сделали вывод, что соблюдение законов и правил РФ гражданами республики не обязательно — все машины ездят без ближнего света или ходовых огней на глазах у сотрудников ГИБДД. Что на трассе, что в городе.

Взяли курс на Будённовск. Степь да степь кругом, видимость отличная, трафик нулевой. Я еду первый, за мной Александр на «Крузере», все знаки и разметку соблюдаем, как молодые солдаты Устав в армии. За нами пристроилась ещё одна машина. Вдали показалась «засада» ГИБДД. Останавливают всех троих. Ко мне подходит калмыцкий инспектор, просит документы. Пока смотрит их, говорит: «Вы совершили обгон под запрещающим знаком, можете посмотреть запись на своём регистраторе. Пройдёмте в машину».

Я чуть не подавился от такой наглости. Ведь я-то точно знаю, что никого не обгонял, хотя бы потому, что попутных машин совсем не было! Сказал об этом инспектору. Дальше был такой диалог:
Инспектор (И): Я у вас водительское удостоверение сейчас изыму.
Я: С сегодняшнего дня не имеете права изымать удостоверение.
И: Я на вас протокол составлю.
Я: Да без проблем, пишите, отправляйте в Пермь, там суд разберётся, на чьей стороне правда. И: На двух машинах едете?
Я: Да.
И: Ладно, езжайте. Только подождите, я сейчас к третьей машине подойду, мне с ним поговорить надо. Когда махну вам палочкой, что можно, тогда.
И пошёл раскручивать на какое-нибудь выдуманное нарушение водителя третьей машины. Через минуту махнул нам, что можем ехать.

Всё-таки реально полезную штуку придумали власти, что «права» теперь изымать на трассе нельзя. Хоть какая-то защита добросовестных водителей от таких вот предприимчивых сотрудников ГИБДД. Кстати, это была единственная попытка развода за всё путешествие. Не так страшно оказалось ехать через кавказские республики, как писали в интернете.

Остановившись на ужин в степи, увидели на небе интересную фантазию природы, как ожившее воплощение сказки К. Чуковского «Краденое солнце»:


«Горе, горе, крокодил Солнце в небе проглотил».

Вечер застал нас на подъезде к Будённовску, где и решили переночевать. Решить-то решили, но по факту из трёх гостиниц в городе ни в одной не оказалось свободных номеров, кроме единственного двухместного за 3600 руб. Интересно, откуда в Будённовске столько приезжих, занявших полностью три гостиницы, да ещё по таким тарифам?

Посмотрели по навигатору, что у нас дальше на пути через 40 км будет г. Зеленокумск, по интернету нашли в нём пару гостиниц, позвонили в одну, забронировали 3 номера по 1600 руб. Отличный отель оказался, всем понравился. Правда, без завтрака, но это не критично.

02.09.2013.

Где-то в Кабардино-Балкарии остановились на обед, свернув с трассы в небольшой лесок. Рядом какой-то заброшенный по виду совхоз, а при нём кукурузное поле. Расположились, готовим еду. Мимо проезжает белая «шестёрка» с кабардинскими номерами. Останавливается рядом с нами, водитель спрашивает: «Ребята, может помощь какая-то нужна?». Нет, отвечаем, спасибо, мы просто отдыхаем. Он говорит: «Тогда угощайтесь кукурузой, вот моё поле, сорвите, сколько вам нужно». И уехал. Ну, раз хозяин разрешил, срезали несколько початков. Потом в Грузии их сварили и вспомнили добрым словом того кабардинца.

Сегодня начало нового учебного года. Как-то не сговариваясь, поняли, что нужно заехать в г. Беслан, в печально известную школу № 1, где 1-го сентября 2004 года террористы захватили более 1000 человек в заложники и продержали без еды и воды несколько дней, пока не начался захват школы спецподразделениями. Тогда погибло 334 человека, из них 186 детей разного возраста.


Мемориал в школе № 1 г. Беслана.

Душераздирающее зрелище. Это какой же надо быть сволочью, чтобы стрелять в 2-х летних детей?!!!

Почтили память погибших. Даже сейчас, вспоминая посещение школы, трудно сдерживать слёзы…

На выезде из Беслана Александра остановили на посту ГИБДД, проверили документы и отпустили.

Во Владикавказе заправились под завязку соляркой, бензином и газом («Крузер» переведён на пропан). В Грузии машины заправляются другим газом — метаном, а пропан по цене почти равен стоимости бензина. Расход газа у двигателя больше, чем бензина, поэтому заправляться пропаном в Грузии невыгодно.

На таможню приехали часов в 16 и оказались первыми в очереди (грузовики стояли отдельно). Минут через 15 нас запустили внутрь. Прошли довольно быстро, без проблем.

На нейтральной полосе до тоннеля положен свежий асфальт, а после тоннеля, видимо, начинается грузинская территория, там дорога плохая, камни и ямы.

На грузинской стороне для легковушек работало 2 коридора, но некоторых «джигитов» с московскими номерами пропускали без очереди через закрытый терминал.

Пассажиры проходят границу отдельно от водителя. И если раньше во всех отчётах писали, что водителю из машины даже выходить не надо, то сейчас грузинские таможенники просили, чтобы водитель вышел и передал документы в окно. Но всё происходит очень быстро, процедура занимает пару минут.

Пассажиры уже ждут, прыгают по машинам и вперёд, на Военно-Грузинскую дорогу.

Грузия.

Маршрут по Грузии получился вот такой (в порядке английского алфавита по часовой стрелке, точки начала и конца А и К совпадают):

С погодой на грузинской стороне немного не повезло — низкая облачность и туман.

Периодически из тумана, как привидения, возникают силуэты коров, в раздумье стоящих на нашем пути. Мы знали об этой ходячей особенности грузинских дорог, поэтому были настороже.

Не спеша добрались до Степанцминды. Известную церковь на горе не видно, даже не стали пытаться туда попасть. Остановились на площади, перевели дух, собрались с мыслями.

Скоро стемнеет, нужно ехать дальше, хотя бы Крестовый перевал пройти засветло. Мы читали, что там совершенно нет дороги, все разбито, поэтому заранее переживали, как же поедем.

А вот и асфальт закончился, началась гравийка. Неприятно, но ехать можно. Засекли километраж — 6 км (в интернете в отчетах попадались цифры от 15 до 30 км). На всём протяжении этого участка ведутся масштабные строительные работы — кладут асфальт, строят противолавинные туннели. Кстати, через 10 дней на обратном пути мы снова проверили длину плохого участка, так вот без асфальта оставалось всего 3 километра. Уверен, что на сегодняшний день вся дорога от границы до Тбилиси полностью отремонтирована.

Высота Крестового перевала в его верхней точке достигает 2 400 метров. Как же здесь должно быть красиво в ясную погоду! Но даже сейчас мы часто останавливались для фото и видеосъемки.


Арендовать бы такой домик на пару дней…

После границы, наблюдая за номерами проезжающих мимо машин, подумали, что в Грузии появился новый регион — Московско-Осетинская область: 90 % встреченных на этом участке автомобилей именно с такими номерами (77 и 15), остальные 10 % — грузинские. Впоследствии в глубинке нам уже встречались одиночные машины из других регионов — Краснодар, Калуга, Волгоград, Вологда, Рязань, Ростов, Башкирия.

Где-то за Гудаури увидели на трассе кафе «Арагви», остановились, зашли на разведку. По двору струится аромат шашлыка, внутри уютный небольшой зал в национальном стиле, в наличии свободные номера для ночлега, есть обмен валюты, и даже пластиковые карты принимают к оплате. Первым делом попытались выяснить, смогут ли хозяева накормить чем-нибудь диетическим Лену. К её радости, нам сказали, что могут приготовить овсяную кашу и куриный суп «чихиртма». Ну а с остальными всё проще — заказали разной грузинской еды, вина, лимонада и Боржоми. И начался праздник живота… В этот вечер мы все были просто счастливы. )))

Для справки: стоимость номера — 60 лари (1200 рублей), ужин на двоих — с вином, шашлыком, хачапури и прочим — 30 лари (600 рублей).

03.09.2013.

Утром обнаружили вот такой вид из окна:

Позавтракали в кафе и выехали в направлении Тбилиси. Сегодня наша главная цель — завод «Киндзмараули» в г. Кварели. Ну, а первым пунктом культурной программы — крепость Ананури на берегу Жинвальского водохранилища.


Торговля сувенирами возле крепости.

В крепости немного пообщались с польскими байкерами, неплохо говорящими по-русски. Они уже две недели путешествуют по Грузии и планируют делать это еще столько же. Через несколько дней мы снова встретили их где-то в горах.

Объехали с юга водохранилище, повернули на Тианети, и началось испытание на выносливость и выдержку. Средняя скорость — 10 км/ч. Нам с «Карнивалом» никогда раньше не доводилось кататься по таким дорогам. Саше на «Крузере», конечно, было легче. Но с другой стороны, мы были морально готовы к такому раскладу, поэтому сильно не расстраивались. Катили, не торопясь и не насилуя машины, любовались красотой кавказской природы.

При желании можно было набрать грибов, их там море.


Грибы собирать не стали, а вот ежевики поели.

В г. Ахмете сняли в банкомате по несколько сотен лари. До г. Телави асфальта практически нет, а дальше дорога хорошая.

В Алазанской долине было солнечно и тепло. Заехали посмотреть собор Алаверди (координаты 42°01’55.3” С, 45°22’33.3” В).

Всем пришлось переодеться, т.к. в шортах и коротких юбках посещать храмы запрещено. Вход бесплатный, у дверей висят юбки и платки.

От собора до г. Кварели, где находится корпорация «Киндзмараули», доехали за 20 минут. По пути полюбовались с дороги ещё одной древней крепостью или монастырём:

Припарковались на центральной площади города возле участка полиции и какого-то непонятного футуристического строения.

Это оказался городской информационный центр. С помощью Наны спросили у девочек инфоцентра, которые совсем не говорят по-русски, про завод «Киндзмараули», они нас направили в соседнее здание, гостиницу «Шато Кварели».

В гостинице другая девочка, тоже не говорящая по-русски (но хорошо разговаривающая по-английски), направила нас в соседнее кафе, из кафе направили куда-то во внутренний двор, который оказался служебной территорией завода.

Там у грузчиков узнали, где магазин вина, прошли через дегустационный зал, и, наконец, таким вот сложным путём, через тыл, попали в сам магазин. Здесь сидят и скучают три женщины.

Спрашиваем у них:
— Можно у вас попробовать и потом купить вино?
Одна из женщин отвечает вопросом на вопрос:
— Скажите для начала, откуда вы?
— Из России, из Перми.
— Ну, наконец-то!! Мы вас так долго ждали! К нам так редко заглядывают россияне! В основном поляки, французы, немцы. Пойдёмте, дорогие, всё попробуете, купите, что захотите.

Приятно слышать такие сладкие речи! Усадили нас за стол в дегустационном зале, провели краткий инструктаж о правилах винопития, и понеслась душа в рай!

Попробовали мы 5 видов вина, а вот Лене приходилось только нюхать его и облизываться. Работница завода сильно ей сочувствовала.

Пока дегустировали, уже поняли, что ночевать остаёмся здесь, в Кварели.

Перешли в магазин и начали изучать обширный ассортимент продукции завода.

  

Кроме различных вин, здесь производят чачу и коньяк. В итоге, на всех купили 4 ящика вина/чачи/коньяка и 6 бутылок вина нам просто ещё подарили от компании. Мы в долгу не остались — презентовали женщинам коробку конфет «Пермский сувенир».

Кстати, здесь выяснился один любопытный факт. К моменту нашей поездки Россия возобновила поставки грузинских вин, в том числе и марки «Киндзмараули» (в пермских магазинах «Киндзмараули» стоит 900 рублей за бутылку, здесь — около 10 лари = 200 руб), но на самом заводе нам признались, что они с Россией ещё не работают.

Спросили у сотрудницы, которая угощала нас вином, где можно поужинать. Оказывается, при заводе есть своё кафе (именно то, через которое мы прошли в поисках магазина), куда нас любезно проводили, а по пути ещё и процесс производства вина в цехе показали. Посмотреть на нас сбежалась вся бригада, особенное внимание досталось маленьким дочкам Саши и Лены. Так что кто на кого больше смотрел — мы на производство или рабочие на нас — непонятно. ))) К детям здесь вообще особенное отношение, никто не может пройти мимо, чтобы не погладить ребенка или не посюсюкать с ним. Девочкам постоянно дарили какую-то мелочь.

Кафе находится на открытом воздухе, под естественными навесами из ореховых деревьев, с которых прямо над столами свисают спелые орехи фундука. С одной стороны кафе — стены древней крепости, с другой — стена завода. Несколько столов составлено в ряд и уже накрыто, явно приготовлено к какому-то знаменательному событию. Нам сказали, что сегодня день рождения сына директора завода, мальчику исполнилось 5 лет. Гости уже начали собираться.

Нас разместили рядом за свободным столом, так что мы легко могли наблюдать за настоящим грузинским праздником. Очень хотелось послушать, как поют грузинские застольные песни. ))

Первым делом (это стало для нас уже правилом) выяснили, чем повара смогут накормить мою супругу. Блюдо для Лены нашлось — несолёный мягкий сыр, варёная картошка с приготовленной на парУ форелью, которая пока ещё плавает вот в этом кувшине и под ним:

Мы тоже определились с меню, сделали заказ, сидим ждём. Тут к нашему столу подходит грузин, называет своё имя и говорит, что он директор завода «Киндзмараули», что он очень рад видеть нас у себя в гостях, и желает предложить нам ночлег в своём новом отеле.

Как выяснилось, это и есть тот отель «Кварели» на центральной площади города, в который мы недавно заходили. Уже тогда он произвёл на нас впечатление очень дорогого пристанища, на уровне 4-5 звёзд. Мы поблагодарили директора и сказали, что вечер ещё долгий, мы подумаем насчёт ночлега. Он ответил, что пришлёт к нам менеджера, чтобы обсудить все вопросы, и ушёл к гостям за свой стол.

Через несколько минут появился менеджер отеля. Спросили его про стоимость номеров — 130 лари (2600 руб), но с завтраком типа шведский стол. Далее начались торги:
— Не, это дорого, давайте за 100 лари.
— Мне нужно переговорить с директором.
— Хорошо, разговаривайте.
Прошло несколько минут:
— Можно за 120.
— 120 тоже много. Мы никуда не торопимся, ужин в самом разгаре, подумайте ещё.

Проходит ещё сколько-то времени, мы успели послушать несколько национальных песен в исполнении уже слегка нетрезвых грузинских мужчин (и даже «Пусть бегут неуклюже…» на русском языке :)). Менеджер опять возвращается к нам:
— Хорошо, давайте за 100.
— Отлично! Договорились!

Как мы поняли, отель только-только открылся, даже таблички с номерами комнат на дверях не успели прикрепить, поэтому борьба шла за каждого клиента. Да и не сезон уже.

Ничего плохого про отель сказать не могу, всё новое, чистое. Рядом с отелем стеклянный «аквариум» полиции и каменный прямоугольник стен старинной крепости, внутри которой сейчас футбольное поле.


Вид с балкона отеля «Шато Кварели».

Весь вечер допоздна на площади гуляла местная молодежь, парни на тюнингованных тачках с гремящей музыкой рисовались перед девчонками. Но в целом эта молодёжная суета проходила культурно, без приключений.

Мы тоже прогулялись по ночному городу перед сном.


Бордюры с подсветкой.

04.09.2013.

На завтраке, кроме нас, было несколько туристов-немцев. Директор лично зашёл в столовую, поинтересовался у нас, как отдохнули, как кормят, не нужно ли чего. Искренне поблагодарили его и оставили сувенир на память.

На другой стороне площади обнаружили автомойку, решили отмыть машины от вчерашней грязи грунтовых горных дорог. Стоим, ждём очереди, подъезжает японская праворулька, выходит представительный мужчина, идёт к нам. Обращается к Нане по-грузински. Нана переводит: «Это мэр города, интересуется, как нам нравится в Грузии и в Кварели, нужна ли какая-то помощь». Вот это внимание и забота! Мы были очень тронуты. От помощи, конечно, отказались, а Грузию и Кварели похвалили.

Стоимость экспресс-мойки — 10 лари (200 рублей). У нас за машины такого формата пришлось бы заплатить минимум по 350 руб.

Из Кварели через Алазанскую долину мы поехали в город, который путеводители называют городом влюблённых или «грузинская Прага». Это г. Сигнахи.

 
В Алазанской долине полным ходом идёт сбор винограда.

И действительно, Сигнахи — приятный туристический городок с красивыми видами на Алазанскую долину. С удовольствием полазили по крепостным стенам и башням, погуляли по узким булыжным улочкам.

 
Полицейский «города влюблённых», видимо, набивает смс-ку своей любимой.


Это чурчхелла, а не то, о чём многие в первый момент думают ))


Панорама Сигнахи.

Из Сигнахи выехали другой дорогой на Тбилиси. Сегодня нас ждут в гости родственники Наны.

Увидели с трассы на холме очередную крепость, свернули посмотреть.

Крепость абсолютно бесхозная, внутри никаких строений не сохранилось. Рядом отличное место для пикника в тени огромных сосен, жаль, что мы уже пообедали часом раньше.

На окраине Тбилиси встретились с братом Наны — Алико. На время он заменил навигатор и показал дорогу до квартиры в центре столицы, которая стала нашим домом на 2 ночи.

Пока пробирались в вечерний час пик по улицам к центру города, в полной мере ощутили «прелести» дорожного движения в столице Грузии, суть которого можно выразить поговоркой: «Кто первый встал, того и тапки». Но мне такой стиль вождения был знаком по прошлогодней поездке в Иран, так что никакого страха или дискомфорта я не испытывал. А вот Александр на «Крузере», впервые оказавшийся в таком «броуновском движении», как-то заметно запаниковал. Они с женой даже не стали смотреть приготовленную для них квартиру, прямо на улице быстро попрощались с нами, сказав, что ездить по Тбилиси на машине в таком бардаке Александр не хочет, а пешком с маленькими детьми тоже не нагуляешься.

Поэтому здесь наши пути с друзьями разошлись — они поехали искать родственников жены Саши — Лены (это отдельная история, прямо как в сериале «Санта-Барбара») и затем на море. А мы расположились в аутентичном тбилисском 2-х этажном закрытом дворике, напоминающем итальянский или одесский.

Прихожая, она же кухня, разместилась под крыльцом квартиры 2-го этажа (слева от «Карнивала»), а единственная комната — в глубине дома, без окон и с каменными стенами, как в зАмке — очень необычно.

Немного отдохнули и поехали на такси в гости к сестре Наны знакомиться и есть хинкали. Душевно посидели.

Обратно прогулялись по набережной Куры до крепости Нарикала, прошлись по узким улочкам старого города, заставленным столами ресторанов. Здесь везде толпы туристов, шум и суета, поэтому мы быстро сбежали оттуда. Потом Нана с братом уехали к нему, а мы пошли спать в «свою» каморку.

05.09.2013.

С утра дождались Нану, которая пришла с сопровождающим — мужем сестры, его зовут Бека. Бека — человек творческий, гитарист в местной рок-группе «Master of Persia». Вот с таким необычным гидом мы и отправились на прогулку по Тбилиси. Начали с улицы Плеханова:


Полиция бдит.

Потом на такси переехали к канатной дороге в крепость Нарикала. Канатка начинает работать с 11 часов, пришлось немного подождать. Пока ждали, поснимали окрестности и посмотрели мост Дружбы, в народе называемый «прокладка» за схожесть с известным предметом женской гигиены.


Бека что-то рассказывает Лене.


Стеклянное здание наверху — резиденция тогдашнего премьер-министра Грузии Б. Иванишвили.


Крепость Нарикала.


Грузинская Родина-Мать с мечом и вином в руках.


Президентский дворец, а блестящие «трубы» — это театр и галерея.


Это, наверно, памятник известному выражению «рояль в кустах».

Поднялись в Нарикалу на канатке. С высоты крепостных стен открываются замечательные виды на город.


В правой части снимка здание в виде белых шляпок грибов
(я про себя его прозвал «бледные поганки») — дворец юстиции Грузии.


Серные бани под стенами крепости.


Стены крепости с тыльной стороны.

После Нарикалы направились пешком в сторону Троицкого собора — Самеба. По пути выхватывали объективом забавные моменты из городской жизни.

На территорию собора зашли с бокового входа, а не с центрального, и обнаружили там интересное здание и церквушку из красного камня.

Сам собор впечатляет размахом и красотой как снаружи, так и внутри.

Отсюда на такси мимо президентского дворца и его охраны вернулись на ул. Плеханова, чтобы пообедать в приличном заведении по рекомендации Беки. Любая поездка по Тбилиси обходилась нам в 5 лари (100 рублей). А так как нас было 5 человек, то выбирали мы всегда машину побольше — «Мерседес» с широким салоном.

В кафе немного промахнулись с едой — кроме всего прочего, заказали 3 хачапури по-аджарски. К тому времени, когда эти огромные аппетитные «лодочки» торжественно подали к столу, мы уже были сытые. Один на всех кое-как одолели, а два других попросили завернуть с собой. Этими хачапури мы ещё 2 дня питались на завтрак и ужин. Обед здесь на пятерых обошёлся в 1200 руб.

Во второй половине дня решили расслабиться в серных банях.

Оплатили кабинку на один час (80 лари — 1600 рублей), но быстро поняли, что этого мало, и продлили удовольствие ещё на 30 минут. В каждой такой кабине имеется предбанная комната, зал с душем и двумя маленькими бассейнами (холодный и горячий), сауна и туалет. Ну и запах сероводорода, как же без него. Правда, к нему быстро привыкаешь и через некоторое время перестаешь ощущать.

После бань небольшой отдых, и затем прогулка с фотоаппаратом по ночному Тбилиси:


Снова президентский дворец.


Мост влюблённых. Но из-за сюжета на фотографии ниже ему больше подходит название «мост самоубийц» ))

06.09.2013.

В 8 утра пришла Нана в сопровождении родственников, загрузились в «Карнивал», попрощались и отправились в г. Гори.

На окраине Тбилиси завернули в супермаркет Carrefour, где на алкогольном прилавке обнаружили такую вот рекламу горилки.

Я как её увидел, живо представил картинку: на большом экране кинотеатра Брюс Уиллис (любимый актёр моей жены) после очередной удачной перестрелки со злодеями наливает себе в стакан горилку, отрезает шмак сала и говорит на украинском языке: «Наикраща горiлка, яку я знаю». Позвал Лену. Смеялись мы долго… ))

Заехали в Мцхету. Сначала посмотрели исторический центр…

… и кафедральный собор Светицховели.


На территории собора живут олени.

Потом поднялись на машине к храму Джвари (после его посещения я даже специально перечитал «Мцыри» М.Ю. Лермонтова).

С вершины горы открывается чудесный вид на Мцхету.

Из Тбилиси на запад путь пролегает по отличной магистрали с разрешённой скоростью 130 км/ч. Частенько попадаются видеокамеры. Протяжённость этой автомагистрали с односторонним движением примерно 75 км от Тбилиси, дальше начинается обычная 2-х полосная дорога. На трассе у грузинских водителей тоже очень интересный стиль вождения — многие никуда не торопятся, едут либо в левой полосе, либо ровно посередине магистрали со скоростью 40-50-60 км/ч, высунув левую руку в окно и наслаждаясь обдувающим их ветерком. Но стоит его обогнать, как тут же начинается «кровная месть». )))

Свернули с автобана в Гори, но проехали его насквозь, чтобы сначала посетить древний пещерный город Уплисцихе (открыто с 11 до 18 часов, билет 3 лари, студенческий — 1,5 лари). Координаты 41°57'58.6” C 44°12'39.2” В.

Приехали мы удачно — до закрытия оставалось полтора часа, туристов почти не было, так что мы с большим удовольствием исследовали все закоулки этого комплекса, полазили по «лысым» скалам, погонялись, как дети, с фотоаппаратами за многочисленными ящерицами.

Из Уплисцихе вернулись в Гори посмотреть местную крепость, раскинувшуюся на холме.

Вход бесплатный. Внутри крепости, кроме будки охраны, никаких построек нет, но открываются красивые виды на город и окрестности.

К нам подошёл один из гуляющих и завязал беседу. Спрашивал, откуда мы приехали, нравится ли нам в Грузии, сетовал на то, что у него брат живет во Владикавказе, а ехать туда проблемно из-за необходимости получения российских виз, но надеется, что в связи с Олимпиадой визовый режим будет смягчен. Рассказал нам о городе, о достопримечательностях, посоветовал гостиницы, сказал приезжать почаще.

При выезде из города наткнулись на музей Сталина, остановились посмотреть. Сам музей был уже закрыт, так что нам пришлось ограничиться лишь внешним осмотром.


Штабной вагон Сталина.

Вернулись на магистраль и направились в г. Боржоми, куда приехали уже затемно. Там у местного таксиста поинтересовались жильём, и он за 4 лари сопроводил нас в дом своей дочери, который они сдают приезжим, где мы и решили остаться за 50 лари (1000 руб.) на всех. Условия примерно как в гостинице — душ, кухня, кровати с бельём, холодильник, телевизор.

07.09.2013.

Утром при свете солнца оказалось, что дом стоит на склоне горы, а внизу находится парк с источником целебной минеральной воды.

Прогулялись по парку…

Купили у грузинской бабушки экзотического варенья из молодых можжевеловых шишек размером с напёрсток (шишки мягкие, их можно есть) и ещё из каких-то непонятных совсем уж мелких шишечек или почек. Вкус весьма своеобразный, смоляной.

Дошли до источника с минеральной водой. Я думал, там несколько видов воды, а оказалось, что источник всего один. Вот такой тонкой струйкой бежит из крана знаменитая на весь Советский Союз минералка «Боржоми».

Набрали несколько литровых бутылок, освободившихся у нас из под грузинского лимонада фирмы «Натахтари», часть привезли домой. (В очередной новогодней поездке в январе 2014 года видели в Украине прикольную рекламу: Спонсор 1-го января — минеральная вода «Боржоми»).

А вообще, в Грузии делают очень вкусный лимонад, натуральный, как в нашем советском детстве, особенно понравился «Тархун». Кроме знакомых вкусов тархуна, грушевого, яблочного есть и необычные для нас «газировки» — виноградный, барбарисовый, малиновый, апельсиновый (не «фанта»!).

В центре Боржоми на площади организовано вот такое забавное круговое движение.

 

Сегодня мы едем в г. Ахалцихе знакомиться с крепостью Рабат, недавно открытой для туристов (открыто с 10 до 19:30, билет 5 лари, студенческий — 1,5 лари). Координаты 41°38'37.7” C 42°58'34.8” В.

Потрясающее сооружение! Если закрыть глаза на факт, что это так называемый «новодел» (хотя не совсем, а всё-таки отреставрированный), то можно смело констатировать, что красивее крепостей мы никогда ещё не видели.

Внутри большой крепости на горе возвышается маленькая, а в ней — резиденция пока ещё действующего (на момент поездки) президента Грузии М. Саакашвили. Но туристов в помещения пускают, когда того нет на месте. Побывали и мы там, поднялись до самого флага.

Несколько часов здесь пролетели незаметно. В общем, смотрите фото.


Панорама № 1

 
Панорама № 2
.

Пообедали в одном из городских кафе. Пожалуй, это был самый неудачный наш обед в Грузии по качеству еды и обслуживанию.

Сегодня у нас по плану Чёрное море. Из Ахалцихе в Батуми есть короткая дорога, но по слухам, она очень плохого качества. Поэтому мы, как в той песне про отважных героев, которые всегда идут в обход, взяли курс обратно через г. Боржоми на трассу Тбилиси — Батуми.

На этой трассе попадаются деревеньки, торгующие каким-нибудь одним узконаправленным товаром. У нас сложилось впечатление, что все деревни Грузии как-то договорились между собой поделить сферы придорожной торговли. Так, например, на этом участке очень часто встречаются точки с глиняными поделками — посуда, горшки, рога для вина, национальные барабаны и пр. В других деревнях у обочин продают различные виды хлеба, в третьих — чурчхелу, в четвёртых — арбузы и дыни, в пятых — кейсы с минералкой, а в одном месте мы проезжали населённый пункт, целиком торгующий автомобильными маслами! Удивительное разделение деятельности.

Километры в горах наматываются на колёса совсем не так, как мы привыкли на равнине, поэтому каких-то 200 км от Ахалцихе до моря у нас заняли всю вторую половину дня, и в поселок Уреки мы приехали уже поздним вечером. Опять же с помощью таксиста устроились в отель на второй линии, метрах в 100 от моря. Стоимость отличного номера со всеми удобствами, бесплатной парковкой и интернетом, но без завтрака, за 3 ночи — 150 лари (3000 руб.). Можно было заказать у них комплексное питание, включающее в себя завтрак, обед и ужин, и стоило бы это по 25 лари (500 руб.) на человека в день.

Вообще, мне показалось, что таксисты в Грузии — это такие люди, которые, как знатоки клуба «Что? Где? Когда?», знают буквально всё, и неразрешимых вопросов для них просто не существует. Они всегда готовы помочь, и очень часто — безвозмездно.

Конечно же, первым делом мы отправились на море, собирать ракушки с фонариком (любимое занятие моей жены ))). Вода оказалась изумительно тёплой, но, несмотря на огромное желание, купание перенесли на завтра.

Судя по номерам машин на парковках у гостиниц, 99 % отдыхающих — жители Грузии. Сегодня как раз суббота, и, скорее всего, многие приехали сюда на выходные поймать последние тёплые осенние деньки, отдохнуть от городских забот.

Вечером по смс связались с друзьями — Сашей и Леной, с которыми расстались в Тбилиси несколько дней назад, и оказалось, что они отдыхают недалеко от нас в г. Кобулети.

08.09.2013.

Мой первый день рождения за границей. С погодой повезло, поэтому, где провести день, кроме как на море, даже мыслей не возникало. Пляж в Уреки — чёрный песок, говорят, что он какой-то магнитный и полезный для организма.


Вид на море с балкона отеля.

До позднего обеда предавались банальным вещам — купались, загорали, гуляли по пляжу. Короче, бездельничали. После солнечно-водных процедур переоделись в «парадное» и нашли недалеко от отеля летнее семейное кафе, в котором и решили отметить знаменательное событие. Тем более, что для Лены здесь тоже нашлось пару блюд с диетическим уклоном.

Вот так скромно, простой, но вкусной грузинской едой — хинкали, хачапури и рюмочкой домашней чачи производства хозяйки кафе — мы отметили моё 43-летие.

Потом погуляли по курортному посёлку, купили фрукты и сувениры и заодно пообщались с полицией на предмет наказания в Грузии за вождение в нетрезвом виде. То есть сами подошли к полицейским, сидящим в машине, и Нана спросила их об этом. Офицер вежливо рассказал, что в Грузии норма опьянения — 0 промилле, штраф за пьяную езду — 200 лари (4000 рублей). Такой же штраф ждёт того, кто передал управление машиной нетрезвому водителю.

Захотели поесть местного мороженого, остановились около киоска без продавца. Пока выбирали, прибежал дедуська: «Вкусное мороженое, берите. Вот простое, вот шоколадное, вот клубничное, — показывает нам упаковку с арбузом, смотрит на него и добавляет: — или какое-то еще». Вместе с ним посмеялись над «каким-то еще», взяли по мороженке и пошли гулять дальше.

Заметили на рекламных объявлениях несколько забавных грузинских «очепяток» на русском языке. Сразу вспомнился «бородатый» анекдот: «Сол, фасол, вермишел пишется с мягким знаком, а вилька, ложька, тарелька — без мягкого знака». ))

Вечером из Кобулети приехали Саша с Леной, и мы допоздна просидели на террасе нашего отеля за бутылочкой вина с фруктами и чаем, слушая историю о том, как они удачно нашли родню Лены в д. Цниси Ахалцихского района. Готовый сюжет для передачи «Жди меня».

09.09.2013.

Погода с утра не задалась, прохладно и дождливо. Логично — день рождения же вчера был, и погода как подарок была. ))

Списались с друзьями и заманили их на экскурсию в Батуми. Встретились в Кобулети на пляже (там он галечный), набрали мешочек раковин, потом заехали посмотреть дом, где устроились Саша с Леной, и выехали в Батуми. По дороге один джигит, которому, видимо, не понравилось, что мы слишком медленно ехали, на одном из серпантинов решил нас обогнать, но сделал это через сплошную линию разметки прямо на глазах у полицейских, дежуривших в машине за поворотом. Через 500 метров они его догнали и прижали к обочине. Дальнейшая судьба джигита осталась неизвестной.

Доехали до набережной, поставили машины на платной парковке, пообщались с пожилым парковщиком-грузином на тему дружбы России и Грузии. Парковка стоит 1 лари 2 часа, каждый следующий час еще по 1 лари, но с нас взяли 1 лари за 4 часа.

Потом просто ходили по городу под периодически накрапывающим дождиком. Концентрация российских туристов в Батуми, пожалуй, самая высокая по стране, потому что кругом слышалась русская речь. Нана сказала, что два года назад россиян было совсем немного, а сейчас только их и видно.

Фотографии Батуми:

Пообедали в аутентичном кафе, опять же по рекомендации местного таксиста. Всё было вкусно, но долго, да ещё официанты с заказами немного напутали, чем слегка подпортили в общем-то хорошее впечатление о заведении.

В 18:00 послушали гимн Грузии в исполнении этих башенных часов.

Вернулись в Кобулети, остановились на центральной площади, чтобы попрощаться с Сашей и Леной, где к нам тут же подошли два пожилых грузина и спросили, что за регион — 59? Завязался очередной разговор на тему — как нам нравится в Грузии, не обижает ли кто-нибудь. Через 5 минут один из них сбегал в соседний магазин и подарил нам по бутылочке коньяка. Мы в ответ тоже вручили им какие-то сувениры из запасов, что всегда берём с собой в любую поездку для таких вот случаев, когда хочется отблагодарить чем-нибудь хороших людей, сделать им приятное.

На этой позитивной ноте расстались с друзьями, которым ещё предстояло прожить на море несколько дней, а нам завтра ехать дальше. Условились только о встрече днём 12 сентября в том же кафе «Арагви», где провели первую ночь после перехода границы.

Есть такая фраза — кто не был в Сванетии, тот не видел Грузию. Так вот, чтобы про нас потом злые языки не говорили, что мы не видели Грузию, мы и выделили на Сванетию отдельный день.

Ну а сегодня последний вечер на море, другой возможности искупаться в этом году уже точно не будет, поэтому, невзирая на дождь и холод, мы с Сашей (братом жены), устроили прощальный заплыв.


Панорама моря??

Вернулись в свой отель в Уреки. Посёлок практически опустел. Приехавшее на выходные местное население разъехалось, да и в нашем отеле кроме нас никого не осталось. Ночью гремело, дуло и поливало так, что было страшно не на шутку.

10.09.2013.

Утром урагана как не бывало, только лужи напоминали о ночном кошмаре. Выехали из отеля и позавтракали в том же кафе, где отмечали день рождения. Всё меню обсудили с ними и заказали заранее с вечера к 8 утра, чтобы не терять время на ожидание.

Первым пунктом к осмотру сегодня — Ингурийская ГЭС.

На машине к ней не пускают, но пешком можно пройти через будку с охранником и шлагбаум. При осмотре разговорились с одним из работников станции, он прочитал нам короткую лекцию про плотину (размеры, объём воды и пр.). Сказал, что водохранилище и дамба находятся в Грузии, а электрогенераторы — в Абхазии. Мы «больную тему» Абхазии сами не затрагивали и не стали развивать, но в завершение он проронил интересную фразу: «Я верю, что всё равно мы будем вместе, а то как дети малые — игрушки поделить не можем: это твое, а это мое».

По дороге в Местию (столица Сванетии) нам дважды встретились россияне на «Крузерах», одни были из Рязани, другие из Волгограда.

Эта горная трасса напомнила нам с Леной поездку по Норвегии — здесь точно так же можно останавливаться на каждом километре и фотографировать всё вокруг с открытым от восторга ртом, из-за чего средняя скорость движения стремится к нулю.

За очередным поворотом упёрлись в огромный трактор, перегородивший путь.

Видимо, ночным ураганом и ливнем подмыло часть горы над дорогой, дорогу завалило, и даже снесло в пропасть железную мачту ЛЭП, кое-как ещё держащуюся на остатках проводов.

Через 5 минут подъехал рязанский джип, о котором я говорил выше. Тракторист пообещал, что минут через 15 проезд откроют, мы остались ждать, а рязанцы сделали несколько снимков и развернулись обратно.

Через 20 минут и правда разрешили проехать, так что мы смогли оценить масштаб разрушений. Обвал оказался длиной метров 100, не меньше. Дорожники с 2-х сторон пробили в нём узкий коридор, сваливая породу в ущелье, где протекает мелкая речка, и периодически пропуская машины сверху или снизу, а в остальное время полностью перекрывали проезд, чтобы без помех вести работы по ликвидации последствий буйства стихии.

Дальше проблем уже не было, и мы таки добрались до Местии с её знаменитыми сванскими башнями.

Здесь действительно шикарные горы. И по-хорошему, сюда надо приезжать не наскоком, а на 2-3 дня минимум, погулять пешком по туристическим маршрутам или нанять микроавтобус «Делика», коих здесь предлагается в избытке, и покататься с гидом по горам.


Пейзаж Местии, составленный из множества маленьких фотографий.

Жаль, но нам пришлось вскоре возвращаться, обратный путь тоже не быстр, хотя мы почти уже и не останавливались для фотографирования. В одной из проезжаемых деревушек купили домой сванский каштановый мёд по рекомендации Наны. У обвала простояли ещё 40 минут, пока нам не разрешили проехать. За это время машин набралась целая колонна. Но мы всё-таки успели до темноты спуститься с гор в долину. За это время несколько раз убедились, что в Грузии даже коровы — и те горные. Жаль, что не успели сфотографировать, как буренки стоят на задних ногах в двух-трех метрах от земли на почти отвесной скале и тянутся вверх за травой.

Переночевали у дяди и тёти Наны в деревне возле г. Хоби, у них большой свой дом с огородом. Попробовали там домашнего сухого вина, а утром впервые увидели, как растёт киви.

Нам в дорогу с собой надавали по пакету хурмы, гигантских груш, лимонов, напекли хачапури.

11.09.2013.

Нана осталась здесь у родных догуливать отпуск, так что возвращаться в Пермь нам предстояло втроём. Сегодня по плану две достопримечательности — парк Сатаплиа и пещера Прометея.

И там, и там посещения возможны только группой в сопровождении гида. В парке Сатаплиа (координаты 42°18'34.9” C 42°40'15.7” В, работает с 10 до 18, группы запускаются каждые полчаса, последняя группа в 17 часов, билет 6 лари, студенческий — 3 лари, дети до 7 лет — бесплатно) гид показывает отпечатки лап динозавров на скалах…


(отпечатков там больше, это просто пример)

… проводит через лес с рычащими макетами этих вымерших животных…


(лес сам по себе тоже какой-то уникальный)

… затем по узкой тропинке вдоль «пчелиной скалы» в небольшую пещеру (пещера не впечатлила), и потом отпускает вас на вольные хлеба. Протяженность маршрута — 2 км, по времени заняло чуть больше часа.

Дальше самостоятельно можно посетить небольшой музей со скелетом динозавра…

… и стеклянную смотровую площадку над пропастью:

Перед выходом на площадку выдают специальные замшевые тапочки, от которых при прикосновении к заградительным перилам не слабо бьёт статическим электричеством. У меня рука потом полдня болела. А так виды, конечно, замечательные, что по сторонам, что вниз сквозь пол. Особо впечатлительные девушки кричат от избытка восторга и страха.

В парке есть ещё несколько объектов, разбросанных по лесу и обозначенных указателями, но нас они не заинтересовали.

Переезд до пещеры Прометея недолог, и вот мы уже в составе большой группы туристов, в основном русскоговорящих, спускаемся в пещеру.

Ну что сказать… Эта пещера поражает и впечатляет.

Полтора километра пешком по коридорам и залам с причудливыми сталактитами, сталагмитами и сталагнатами, выгодно и умело подсвеченными для придания естественным формам ещё большей красоты. Мне показалось, что некоторые залы по размерам не уступают небольшим стадионам. Там бы задержаться подольше, но гиды постоянно подгоняют, освобождая путь для следующей группы, и не дают в полной мере насладиться подземным великолепием природы.

Что немного раздражало и забавляло — фотографировать со вспышкой в пещере запрещено, но разве наших граждан это когда-нибудь останавливало? Прячутся, как нашкодившие дети, и втихаря (как им кажется) позируют под вспышками «мыльниц» и телефонов. А вся красота там только без вспышки и видна.

В конце экскурсии маршрут разделяется — часть туристов поднимаются на поверхность пешком, а те, кто дополнительно купил билет для прогулки на лодке — спускаются вниз к озеру или реке. Мы никогда ещё не катались в пещерах на лодках, поэтому не пожалели заплатить по 7 лишних лари на такой аттракцион. Каждому туристу выдают каску и спасательный жилет, усаживают примерно по 8-10 человек в лодку на электротяге и 400 метров везут по подземным лабиринтам. Каска реально не лишняя — немного зазеваешься и схлопочешь каким-нибудь особо длинным сталактитом по голове, поэтому приходится иногда уворачиваться. Интересное и необычное плавание.


На лодочном причале.

Наружная часть озера, где мы высадились из лодок, находится в некотором отдалении от туристического офиса с парковкой, и большинство продуманных туристов здесь уже ждали такси или родственники/знакомые на машинах. А мы прошлись 15 минут в гору, покормили свободно пасущихся поросят, встретившихся по пути, тут же растущей хурмой. Хурма снаружи зелёная, а внутри — коричневая и спелая.

От пещеры направились в сторону границы. На одном из придорожных глиняных мини-рынков купили домой сувениры и чурчхелу.

Недалеко от г. Гори возле магистрали есть большой заправочный комплекс с супермаркетом и кафе, куда мы тоже заехали за покупками. В результате нашего «набега» запас товара в магазине уменьшился на несколько кейсов «Боржоми», лимонада, пива; мы забрали с прилавка весь грузинский чай, что там оставался, несколько банок мандаринового и кизилового варенья, пару бутылок коньяка Sarajishvili и Tiflis и что-то ещё по мелочи. Разместили всё это в бездонном чреве «Карнивала» и поехали искать ночлег в Гори.


Ночная магистраль Батуми-Тбилиси.


Валюта Грузии.

К слову, чай в Грузии сегодня почти не выращивают. Бывшие чайные плантации вырубили и засадили ореховыми деревьями, урожай с которых сдают в компанию «Нестле», это выгоднее. У нас, детей Советского Союза, вкус грузинского чая ещё способен вызывать светлую ностальгию, поэтому мы специально искали его в магазинах, а он есть в продаже далеко не везде.

Не сразу, но нашли подходящую по цене домашнюю гостиницу в Гори. Она оказалась в минуте ходьбы от дома и музея Сталина. Две другие гостиницы слишком пафосные и дорогие. По сути, это просто большой дом, где на первом этаже живёт хозяйка и две её дочери-школьницы, а второй этаж по комнатам сдают постояльцам. Но при этом очень теплая домашняя атмосфера, нам понравилось.

Перед сном прогулялись по центральной площади города, дошли до крепости, которую осматривали несколько дней назад.

12.09.2013.

С утра выехали в сторону России. В кафе «Арагви» встретились с друзьями, которые здесь и ночевали, позавтракали вместе и направились на таможню. В этот раз погода была ясная, так что арку Дружбы мы заметили и подъехали к ней на фотосессию.


Панорама арки, панорама вида.

Даже по пути к таможне, так и не насытившись горами, фотографировали их неповторимую красоту.

Границу прошли довольно быстро, опять заправились во Владикавказе. Километров за 30 до Георгиевска пробили заднее колесо на «Карнивале», причём так, что покрышка под замену. Пока ставили докатку, пока на ней тихонько доехали до города — уже вечер, шиномонтажи все закрылись. Да и вряд ли у них нашлась бы точно такая же резина, она у «Карнивала» редкая.

Посовещались и решили остаться ночевать в Георгиевске, а утром искать счастья в местном авто-супермаркете. Нашли гостиницу, устроились.

13.09.2013.

В 8 утра два Александра и я на «Карнивале» поехали в магазин, жён с детьми оставили досыпать в отеле. Проехали последний светофор, припарковались, вышли из машины. Я огляделся по сторонам, заметил вслух: «Вон, смотрите, низколетящая тюнингованная «Приора» едет» (популярная на Кавказе машина). В этот момент раздаётся звук, похожий на взрыв. Жёлтая пассажирская «Газель», ехавшая перед этой «Приорой», как-то подозрительно виляет в сторону и останавливается уже за светофором, при этом из задней двери у неё что-то вывалилось и повисло. Я подумал, что пассажир в окно выпал. Белая «Приора» успевает оттормозиться и тоже встаёт.

Тут как раз магазин открылся, зашли в него посмотреть нужные колёса, которых там прогнозируемо не оказалось. Шиномонтаж при магазине открывался в 9, ждать нам ещё долго, пошли узнать, что случилось с «Газелью». А там уже спасатели вырезают болгаркой из другой «Приоры», чёрного цвета, молодого парня лет 20-ти, ещё недавно бывшего её водителем. Как я понял, «Газель» и чёрная «Приора» столкнулись на перекрёстке в лобовую. У «Приоры» сработали обе подушки безопасности, но руль с остатками подушки валялся на дороге. Возможно, его отрезали спасатели, чтобы не мешал. Несколько пассажиров «Газели» в кровавых бинтах садились в машину скорой помощи. Водителя «Газели» мы не увидели.

Вскоре водителя «Приоры» смогли вытащить из расплющенной машины, но он был уже мёртвый, даже «скорая» отказалась его забирать. Так и положили парня на асфальте.

Кто виноват в произошедшей трагедии, мы не поняли, да и не было большого желания это узнавать. А ведь мы буквально в предыдущий перед аварией цикл работы светофора проехали через этот перекрёсток…

К чему я это рассказываю? За 10 дней, что мы катались по Грузии, при всём кажущемся «беспределе» на дорогах, ни одной аварии там не видели. А стоило только въехать в Россию, как тут же стали свидетелями ДТП со смертельным исходом. И за последующие 2 дня пути мы насчитали ещё 6 ДТП!

Вывод напрашивается только один — ездить можно строго по правилам, как в Европе, или почти без правил, как в Иране или Грузии, но без культуры вождения, которой, к сожалению, почти нет в России (предупреждающее о засаде ГИБДД моргание дальним светом не в счёт), ничего хорошего на наших дорогах не будет.

А проблема с колесом разрешилась так — ребята из магазина направили нас в другой шиномонтаж, там человек по имени Стёпа подобрал две б/у покрышки с похожим рисунком, но чуть большего размера, и поставил их на заднюю ось. Сторговались по 2000 руб. за штуку и 500 р. за работу. Свою пробитую покрышку оставили им на память, а вторую положили в салон на сиденье вместо Наны. Потом было удобно в дырку от колеса арбузы и дыню складывать.

После Элисты мы с друзьями опять разъехались и больше не пересекались. До Волгограда мы добрались первые, остановились в той же гостинице «Мираж», в которой при возвращении из Ирана с Алексеем Reiser’ом ночевали. И под воздействием ещё не остывших светлых воспоминаний от той поездки даже тот же самый номер у администратора выпросили. Только цены за полтора года заметно подросли, да двери в душе и туалете поменяли.

14.09.2013.

С утра завернули в супермаркет «Лента», накупили диетической еды для Лены и выбрались из Волгограда. До Камышина опять ехали через Иловлю и Ольховку, как и 2 недели назад. Понравилась нам эта дорога.

Созвонились с друзьями — те уже Ульяновск проехали, опередив нас часов на 10.

Мы же Ульяновск проезжали поздно вечером. Я доверил руль Лене, а сам смотрел на планшете в прямом эфире по МТС ТВ финал чемпионата Европы по волейболу среди женщин, наши девчонки с немками за золото боролись. Ух, как я радовался победе Гончаровой, Кошелевой и К°! Молодцы девушки, достойно выступили!

Немного омрачила радость огромная яма на ульяновском мосту, в которую Лена случайно въехала в темноте, так что на правом переднем колесе выскочила грыжа. До Перми с грыжей дотянули, а здесь я уже поменял покрышку на ту, что вместо Наны в салоне ехала. Теперь надо два таких же новых колеса до лета купить. Причём в России они есть только в одном интернет-магазине в Питере по 8000 за покрышку, и то под заказ, а в Украине есть в наличии по 4000 за штуку. Вот такая несправедливость.

Крайнюю ночь перед возвращением домой спали несколько часов в машине где-то в глухой татарской деревушке. Пахло, как и положено в нормальной деревне, сеном и навозом, но нам уже было всё равно, сил искать другое место не было.

15.09.2013.

Утром вместо будильника нас разбудила бабулька, выгнавшая коров пастись на свежий воздух. Ну что ж, пора и нам честь знать, спасибо этому дому.

Проезжая в 7 часов воскресенья Нижнекамск, были удивлены плотным потоком транспорта на улицах города. Позже, проехав уже Набережные Челны и остановившись на завтрак в лесочке, мы осознали причину столь странного, на наш взгляд, явления — это грибники ломанулись с утра пораньше на природу. Все близлежащие леса были забиты машинами. Пока завтракали, и мы насобирали урожай на кастрюльку грибовницы.

Дальше трасса уже знакомая — Ижевск, Воткинск, Пермский край. Дорогу от границы с Удмуртией до Перми привели в порядок, так что ехать по ней в удовольствие, не то, что год назад. И в 17 часов нас традиционно встречали во дворе радостный ребёнок и бабушка. Долгожданное грузинское путешествие для нас благополучно завершилось.

Итоги и впечатления от поездки.

Рация. Вещь полезная, особенно когда едешь компанией на 2-х машинах или больше. Между собой мы общались на другом канале, чтобы не мешать дальнобойщикам. В те периоды, когда ехали врозь, просто мониторили эфир, что вокруг происходит. Иногда можно услышать полезную или прикольную информацию, шутников в эфире хватает.

Если поедем с ребёнком, рацию с собой не возьмём — в канале много мата, который детям слышать совсем необязательно.

В качестве радар-детектора не всегда может помочь — если о «работающих машинках» ГИБДД по рации ещё предупреждают, то от камер и «треног» она не спасёт.

Радар-детектор. Впервые брали с собой в поездку это устройство, знакомый дал попользоваться. Решили оценить, нужен нам такой гаджет на будущее или нет. Да, он реагирует и пищит на большинство применяемых средств контроля скорости, но поскольку наш принцип — не нарушать, то особой необходимости покупки для себя не выявили. Быстрее 109 км/ч на трассе не ехали, как результат — ни одного штрафа на месте, ни одного «письма счастья» по почте. Так что тратить деньги на покупку радар-детектора не планируем.

Расходы. В целом мы с Леной потратили на всё, включая покупки, 55 тысяч рублей (без учёта пробитых колёс). На солярку ушло 19 280 руб., но эту статью затрат мы разделили пополам с Сашей, братом жены. Пробег составил 7116 км, средний расход солярки 8,25 л на 100 км. Стоимость литра дизельного топлива в Грузии — 2,04-2,17 лари (≈41-43 руб.).

Впечатления о Грузии. Горы, горы, и ещё раз горы! А также тёплое море, вкуснейшая кухня и вино, ну и конечно, на первом месте — легендарное грузинское гостеприимство.

К россиянам относятся крайне доброжелательно, четко понимая разницу между политиками и простым народом. Преступности почти нет. Местные оставляют свои машины на улицах открытыми, никто не трогает.

Доход на семью в 1000 лари (20000 руб.) считается достаточным для нормальной жизни. Средняя зарплата полицейского — 800 лари. Взяток они не берут — за это светит реальный срок.

Для нас мерилом оценки того или иного путешествия по заграничной стране является ответ на вопрос: «А ещё раз туда бы поехали?». В данном случае могу смело сказать — ДА. Если, конечно, политики обеих стран в угоду своим шкурным интересам опять не придумают что-нибудь этакое.

Ведь Лена мало чего попробовала из грузинской еды, да и в Армению отдельно хочется съездить, через Грузию опять же. Там ещё столько осталось неувиденного…

Источник: http://travel.drom.ru/26918/