• Тестовый контроль знаний с ответами по дисциплине педагогического мастерства
    Кабачок с картошкой в духовке для кормящих мам
    Мультиварка панасоник рецепты новые
    В селедки есть йод
    Для чего едят гематоген
  • Установка счетчиков тепловой энергии
    Рецепты двухслойного желе
    Что ели люди в блокадном ленинграде
    Амулет 32
    Салат с капусты и лимонным соком

Семья мармеладовых в романе преступление и наказание презентация



Семья мармеладовых в романе преступление и наказание презентация

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Разделы: Преподавание литературы

Цели:

1) познакомить учащихся с отдельными фактами биографии Достоевского.
Раскрыть особенности духовного пути Достоевского;
2) раскрыть систему взглядов Достоевского – человека и Достоевского – писателя;
3) развитие устной речи учащихся.

Оборудование: тексты, портреты Достоевского.

Ход урока:

I Вступительное слово учителя о традиционных оценках Достоевского: “трудный”,

“непонятный”.

Цели: приблизиться, попытаться узнать, что – то открыть для себя, собрать материал для своего слова о Достоевском.

II 1. Сообщение (устный доклад) подготовленных учащихся о биографии писателя.

2. Запись темы урока в тетрадях . Зарисовка таблицы:

Что знал о Достоевском.

Что узнал о Достоевском

 

 

 

Задание: в ходе работы над темой урока, заполнить таблицу.

3. Задание группе учащихся:

прочитать в учебнике Ю. Лебедева статью на страницах 24 – 25, выделить и выписать в тетрадь главную мысль этой статьи.

4. Беседа: что интересного о жизни Достоевского рассказал ученик, делавший сообщение.

Дополнения учителя:
-Мы говорим о внешней жизни в цифрах, а сейчас я предлагаю вам проследить духовный путь Достоевского.

– Какая мысль является главной в статье учебника?

“Мы будем вместе со Христом!” – слова Достоевского, после произнесенного приговора.

– Как Достоевский обрел Христа?

В 1847 г. кружок Петрашевского – в основе социалистическое учение Фурье (социалист – утопист)

1853 – 54 г. после каторги – складывается снова система общественно – политических и этических взглядов, получивших название “почвенничества”, как вариант христианского социализма.

По его мнению, современное состояния общества, называемого цивилизацией, является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя (человекобог). Это ведет к разрушению и самого человека, и общества, и цивилизации в целом. Есть ли решение? Да не человекобог, а богочеловек.

Вечный идеал по Достоевскому – воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться по мере своего развития и в этом спасение. “Писатель – растение многолетнее. Как у ириса или лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней – так душа писателя расширяется, развивается периодами, а творение его – только внешние результаты подменного роста души”. (А. Блок)

– Как вы думаете, о каком творении Достоевского можно говорить, прослушав эту цитату? (О “Преступлении и наказании”.)

Домашнее задание на следующий урок:

План беседы для работы на следующем уроке:

1. Коротко об истории создания

1 – Смысл названия? Что думаете о смысле названия ?
2 – Какие чувства пробудил роман?
3 – О чем заставил задуматься?
4 – В чем причины преступления?
5 – Что показалось непонятным?
6 – Можно ли считать “Преступление и наказание” детективом?

Класс 10 урок 2

Тема: Петербург и его роль в судьбе героя.

Цель:

1) проиллюстрировать традиционность темы города в литературе XlX в., раскрыть пагубность влияния города на душу героя;
2) формирование собственной оценки поступков героя, личной позиции;
3) обучение анализу текста; развитие речи учащихся.

Ход урока:

I Слово учителя: Работаем по содержанию l части романа. Ищем ответ на вопрос:

– Как ощущает себя наш герой в городе?

II Беседа:

1 Что такое город?

– Строение, здания, дома, улицы, квартиры.
– Люди.

2. В каких произведениях известных вам писателей встречается описание города?

Давайте вспомним. Тема традиционная:

А.С. Пушкин “Медный всадник” – воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, талантливости ее народа.

Н.В. Гоголь “Петербургские повести”. “Шинель” - великолепен город, но его великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. Город холодный, равнодушный, он враждебен человеку.

Ф. М. Достоевский – (по ходу урока сделать запись)

А.Блок, А.Ахматова, А.Белый – воспевают дивный и призрачный город.

3. Мнение наших современников. Впечатление о Петербурге учащихся, видевших город.

- Каков же Петербург Достоевского? Каково там нашему герою?

III Анализ глав романа по плану:

Темный город      Яркий город

  1. Внешний город: улицы, дома.
  2. Внутренние дворы, квартиры, подъезды и т. д.
  3. Люди (отдельно семья Мармеладовых.)

IV Подводим итог урока:

Петербург – это …?

Каково находится Раскольникову в Петербурге?

V Вывод:

Город – фон, монстр, чудовище, город одиночества.

Федор Михайлович Достоевский считал, что большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние.

Н. Бердяев: “Город – трагическая судьба человека. Город , который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальничестве”.

Д/З: Найти в тексте изложение теории Раскольникова на право сильной личности, на преступление.

Быть готовым отвечать на вопросы:

– имеет ли сильная личность право на преступление или нет?

Страницы 37 – 45 по учебнику Ю.Лебедева.

Класс 10 урок 3

Тема: “Тварь ли я дрожащая или право имею?...”

На перемене проверить тетради учащихся с заполненными таблицами.

I  Слово учителя:

Продолжаем анализ романа, но прежде еще раз об итогах уроков:

– Почему роман начинается с описания Петербурга?

– Каково Раскольникову в Петербурге?

– Одиночество как обстоятельства, которые Раскольников должен принять, или его желание?

(В Петербурге Раскольников одинок до и после преступления, на каторге- хоть погибнуть, но среди людей.)

То, что Раскольникова окружает, является прямым отражением его внутреннего состояния.

II Беседа:

– Как вы думаете, какие причины побуждают Раскольникова переступить закон?

Причины:

Внешние      Внутренние

Запись темы урока.

  1. Задание учащимся, отсутствующих на предыдущем уроке: Стр. 45 – 46 учебника Ю.Лебедева.
  2. Мы говорили, что материалом к роману Достоевского послужили не только конкретные факты (ряд убийств в печатных изданиях), но и различные теории и идеи Штирнера, воспевающие эготизм, Карлейля, теория “культа героев”, Ницше, теория о “сверхчеловеке”. Эти идеи буквально пропитывали воздух того времени. В марте 1865 г. выходит сочинение французского императора Наполеона lll “Жизнь Юлия Цезаря”, в которой он, основываясь на воззрении Карлейля и др. мыслителей, отстаивал состоятельность идей бонапартизма, защищая права так называемой “сильной личности”, нарушающей общественные нормы, обязательные для обыкновенных людей. Это явилось источником теории Раскольникова. Это подтверждает Достоевский к использованию стр. романа для спора со сторонниками идей.

PRO и CONTRA

Раскольников      Достоевский       читатель

(выяснение отношения к вышеизложенному героя романа, автора и читателя, используя материал романа и собственное мнение).

– Каков ваш ответ?

– Раскольников кто он?

Вывод: – Вернемся к теме урока. Что скажете?

Любая теория, которая овладевает умами – опасна. Логика жизни по Достоевскому всегда делает несостоятельной любую идею. Незыблемым остается одно -православное воззрение. В чем есть православие? В романе это Евангелие.

Класс 10 урок 4

Тема: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!”

Цель: Развитие навыков анализа художественного текста по заданной проблеме:

Воспитание ответственности за содеянное, возможности возрождения через покаяние.

I Актуализация знаний учащихся

Проверочная работа.

1. Всегда ли цель оправдывает средства?

2. Для тех, кто отсутствовал на предыдущем уроке, читать страницы 45 – 46. Ответ дать в конце урока.

II Формирование умений и навыков.

1. Анализ поведения героя после переступания, прослеживание авторской позиции.

2.Беседа:

– Тему урока определили на прошлом уроке. Почему эта тема должна стать темой нашего разговора? (Преступление совершено, что дальше? Раскаяние? Озлобленность? Уверенность в справедливости свершенного ?). Раскаяние.

– Кто Раскольникову помогает осознать это?

– Сонечка “вечная”, “юродивая”.

С этого момента идет раскаяние

Эпилог: Каторга Раскольникова: “Не вынес испытания, сделал явку с повинной”

Тяжелая болезнь Раскольникова

Тяжелая болезнь Сони

Соня протягивает ему руку, он упал на колени.

Чтение страницы 533 романа “Преступление и наказание”.

– Подведите итог и продолжите фразу в названии урока.

– Полно ли отражает содержание урока название темы?

Д/З: подготовка к контрольной работе.

Источник: http://festival.1september.ru/articles/100912/